Анализ применяемых штрафных санкций инспекторами Гоструда Украины (далее Инспекция) в 2018 году показал, что основным нарушением остается – допуск к трудовым обязанностям не оформленных надлежащим образом граждан.
Из-за внутриминистерских проблем, с начала 2018 года запланированные Инспекцией проверки по вопросам труда фактически не проводятся (кроме охраны труда).
Одновременно проведенным анализом оснований проводимых проверок специалистами Инспекций в Харьковской, Полтавской, Сумской областях указал о масштабных проверках вне утвержденного плана. Проверки без планирования проводятся по обращениям и жалобам налоговой инспекции, других контролирующих и правоохранительных органов, жалоб бывших работников, соседей, конкурентов и других лиц.
В то же время неэффективные экономические реформы, искусственное повышение минимальной заработной платы, непомерное налоговое бремя оставляет привлекательным для субъектов хозяйствования — привлечение на работу неоформленных лиц.
Выходом из ситуации для государства стало применение к предпринимателям метода «кнута без пряника», а именно установление финансовой санкции — 30 минимальных зарплат за выявленного одного неоформленного согласно КЗОТ работника.
По состоянию на 01.06.2018 минимальная зарплата установлена в сумме — 3723 грн., поэтому финансовая санкция за выявленного неоформленного работника составляет 3723 х 30 = 111690 грн.
КЗОТ Украины предусмотрено прием на работу гражданина в письменной форме (это может быть как договор, так и приказ, распоряжение, контракт и др.). Без трудового договора, принятый человек не имеет права приступать к трудовым обязанностям, а если приступил, то это уже нарушение требований КЗОТ. Также нарушением будет фактическое выполнение трудовых обязанностей с превышением установленного времени работы, выдача зарплаты «в конверте» т.е. без уплаты налогов и сборов.
При установлении такого характера нарушений, Порядком №509 предусмотрено наложение руководителями Территориальных Инспекций штрафных санкций.
Штрафные санкции налагаются согласно акту проверки юридического или физического лица – предпринимателя за выявленные нарушения трудового законодательства.
После окончания ревизии на предприятии, Инспектором оформляется акт, и при выявлении нарушении вносится предписание с требованием их устранить с одновременным привлечением виновных лиц к административной ответственности и наложении финансовых санкций на само предприятие.
Следует обратить внимание, что при вынесении постановления о применении штрафных санкций должно быть соблюдено одно важное условие — это установление и фиксирование должным образом Инспектором факта — фактического выполнения трудовых обязанностей неоформленным сотрудником.
Вывод: Если предприниматель использует труд неоформленного сотрудника, нужно как минимум задуматься о возможных способах выхода (а их придумано достаточно) из ситуации с внезапно появившемся на пороге компании инспектором.
Вадим Кабанец
адвокат,
партнер Адвокатской компании «Виалекс»